(ВК отключил возможность слушать мой плейлист без покупки подписки, на группы и паблики я не подписан, публикации мои проходят здесь шелестом сквозь ночную тишину, так что я совсем уже в растерянности, зачем мне сюда заходить. Так что, наверное, это мой последний кросспост сюда. Ссылки на другие соцсети есть на моем сайте, хотя всё гораздо проще: если где-то я есть, то там ник kefiijrw. Всего доброго!).
прогрессивное вегетарианство
(Да, это очередная занудная простыня оценочных суждений об очередном явлении. Можно не читать, заходите в следующий раз, ваш звонок очень важен для нас, спасибо)
Любую идею способны испачкать ее неистовые пропагандисты, поэтому как ни стараешься отделить отношение к идеологии от отношения к представителям этой идеологии, всегда есть вероятность облажаться. Так что заранее извиняюсь, если мои дальнейшие высказывания о вегетарианстве некорректные как раз из-за того, что до меня долетали проповеди «не тех» — самых громких, а не самых представительных.
Так вот, вегетарианство вызывает скепсис во многом как раз из-за того, что эти неистовые борцы вегетарианства в своей агитации пытаются бить сразу по всем точкам: и что животных жалко, и что это вредно для организма, и невкусно, и стыдно в современном обществе, и неестественно с точки зрения эволюции обезьянок, и немодно, и выглядит мерзко, и противоречит божьей воле. И чем больше аргументов добавляется, тем менее убедительно становится. Это как перечислять все возможные болезни на пачках сигарет и выкручивать эти гипотетические последствия на максимум: «РАК ПРОСТАТЫ!!! СЛЕПОТА! ПРОКАЗА!! ЖОПА ОТВАЛИТСЯ!». Реакция на такое только «Ну да, ну да, конечно, так я и повелся».
Но вегетарианство поднимает важные вопросы. Зависит ли ценность жизни от уникальности ее носителя? Хотели бы выращенные на убой животные рождаться, зная, какая жизнь их ждет? Способны ли они осознавать эти альтернативы и имеет ли это значение? Имеет ли право человек принимать эти решения за них? Эти вопросы не очень далеки от современных дискуссий об эвтаназии обреченно-больных недееспособных людей и абортов развивающихся с тяжелыми пороками плодов. И в проведении этих параллелей, в отказе от сакрализации человеческих страданий по сравнению со страданиями других существ, как мне кажется, и есть идея, которая достойна внимания среди всей этой гурьбы аргументов вегетарианства: «Даже выращенные на убой животные испытывают сложные эмоции, и поэтому эмпатию стоит распространять и на них». Хотя бы потому что при нынешней динамике развития технологий, кажется, человек перестанет быть самым могущественным существом (или же реабилитация евгеники расслоит человечество на несколько пород), и уже к человеку будут применять вопросы «Действительно ли переживания этого примитивного существа имеют значение?».
Вот только после своего эксперимента два года назад (месяц вегетарианства, подробности тут: https://vk.com/kefiijrw?w=wall3079563_445) и обсуждения его с вегетарианцами я окончательно убедился, что вот это общеизвестное движение «вегетарианство» скорее про позиционирование себя в обществе, чувство принадлежности к группе единомышленников. Про взаимоотношения людей, а не про отношение людей к животным. Про чувство морального комфорта (тут про это писал: https://www.facebook.com/kefiijrw/posts/10219599095592353).
И поэтому агитация вегетарианства вызывает такое сильное отторжение у его противников: когда тебя наставляют с позиции морального превосходства, естественная защитная реакция — троллинг и ехидство, опускающие на свой уровень. От начального уровня «Эта петрушка тоже страдала» до уже более амбициозной подколки «Ради выращивания этого риса уничтожили среду обитания многих животных, так что снимай с головы свой нимб».
Чтобы лучше понять границу между моральным комфортом и заботой о животных, подходят мысленные эксперименты. Например, один чувак ел семь кур гриль в неделю, а потом стал есть только одну; другой чувак ел одну куру в неделю, а в итоге вообще перестал их есть. С точки зрения воздействия на жизнь животных первый чувак сделал куда больше, чем первый. С точки зрения вегетарианства второй парень красава, а первый как был трупоедом, так и остался («Ну офигеть какое благородство, давайте еще похвалим маньяка, который начал душить чулками и насиловать в два раза меньше школьниц»). Или когда вегетарианец по ошибке купил пирожок с мясом и перед ним два варианта: сожрать пирожок или выкинуть в мусорку. В первом случае с тебя с позором срывают погоны «вегетарианец», во втором только немного осуждения «будь бдителен в следующий раз». Хотя коровке в пирожке примерно одинаково, это уже невозвратные потери.
Но самое показательное явление, проходящее границей между моральным комфортом и отношениям к животным — это охота. Охотник вызывает у вегетарианца куда больше негатива, чем обычный мясоед, потому что оценка с моральной точки зрения («Он получает удовольствие от чувства превосходства и убийства невинных зверушек») перевешивает этику отношения к животным (убийство для еды выросшего на воле дикого животного в противостоянии, где у животного есть шансы — куда более честное мясоедство, чем потребление выращенных на убой и проживших свою короткую жизнь в тесных загонах животных).
Эта система определения «свой — чужой», дихотомия «Не ем мясо вообще — Вообще не парюсь и ем сколько хочу» — огромный ров между разными уровнями морального комфорта. Но в этой категоричности нет добродетели. Потому что это как благотворительность, где можно пожертвовать только половину своего имущества, а вот взносы меньше мы не принимаем, извините. Это только ограничивает тех, кто мог бы сделать что-то, но не может совершить этот огромный скачок воли, который на самом деле не имеет значения, если беспокоишься о животных, а не о мнении вегетарианцев.
Кролику всё равно, съедят его впятером или один человек под презрительным взглядом четырех вегетарианцев. Барашку всё равно, станет половина людей вегетарианцами или все люди станут есть в два раза меньше мяса. Но второй вариант вообще не существует в сознании людей, потому что не дает никаких ачивок морального превосходства, никакого чувства принадлежности к группе единомышленников.
Сейчас человек, который раз в месяц заказывает мощный стейк из ягненка, а всё остальное время не ест мясо, считается больным извращенцем с пограничным расстройством, ну типа, чувак, определись уже. Он презирается и мясоедами, и вегетарианцами, хотя, по-моему, должно быть наоборот.
Вегетарианство должно перестать быть идеологией набора кармических баллов и начать восприниматься как режим питания, диета. И как не стоит убиваться из-за того, что сожрал кекс перед сном, так и не стоит мучаться из-за того, что съеденный суп оказался на мясном бульоне. Нет никакой сакральности в этом моменте, когда капля бульона с жирами животного происхождения касается губ. И как и в любом нормальном режиме питания, результат не должен достигаться через собственные страдания.
Поэтому вместо «Не ешь мясо» — «Старайся по-возможности не есть мясо».
Если в меню есть что-нибудь аппетитное без мяса — возьми его. Вареники вместо пельменей иногда неплохо заходят.
Если нет, то возьми что-нибудь из рыбы.
Если нет, то возьми что-нибудь из птицы (или что ты там считаешь более допустимым).
Если нет, то возьми что-нибудь типа фермерское, где зверята немного бегали по газону под солнышком и сосали молоко у мамки перед тем, как пойти на бургер.
Если нет, то возьми порцию мяса поменьше, даже обычный чизбургер вместо двойного — ок (в общем, тут прямая связь с Диетой Лебедева: если ешь в два раза меньше, то ешь в два раза меньше мяса).
Если нет, то ешь что хочешь и не мучайся моральными страданиями, попробуешь в следующий раз. И жди, когда выращивание «пробирочного мяса» наберет промышленные масштабы и дилемма распадется сама собой.
Стремись к меньшему злу. Не страдай, если не всегда выходит. Не надо пытаться сразу стать святым. Всё как в благотворительности — любой взнос имеет значение.
За два месяца в таком режиме «прогрессивного вегетарианства» (прогрессивное не потому что такое передовое, а потому что как прогрессивный жпег) количества мяса в рационе уменьшилось раз в 15. Звание вегетарианца от этого не получил, но мне это и не надо.
Да, и не мучайте других своими ачивками морального комфорта. Ну то есть не делайте, как я сейчас сделал.